Бортовой компьютер что это такое в автомобиле?

Что такое бортовой компьютер в автомобиле и для чего он нужен?

Все перечисленные параметры невозможно контролировать при помощи механических устройств. Более точно параметры автомобиля настраиваются электроникой. Чтобы контролировать переход на разные режимы функционирования, каждая система получает несколько электронных датчиков. Для подстройки агрегатов и систем под нужный режим используются разные механизмы.

Все эти механизмы и системы контролируются и подстраиваются электронным элементом, который называется бортовый компьютер (онбордер или карпьютер). Рассмотрим, в чем особенность такого устройства, по какому принципу оно работает, как подобрать бортовик на свой автомобиль.

Что такое бортовой компьютер

Под бортовым компьютером подразумевается электронное устройство с микропроцессором, выполненное по принципу домашнего ПК. Это устройство позволяет совместить разное оборудование, которое может использоваться в автомобиле. В этот перечень входит и навигационная система, и мультимедийный комплекс, и парктоник, и главный ЭБУ и т.д.

На сегодняшний день существует большое разнообразие таких элементов, но работать они будут по одному принципу. Помимо управления системами комфорта и безопасности современные онбордеры позволяют даже контролировать состояние транспортного средства. Все датчики, расположенные в системах и агрегатах машины, передают свои данные на блок управления, а бортовик считывает некоторые из этих параметров. Сам онбордер не участвует в изменении режимов работы мотора или определенных систем авто. За эту функцию отвечает ЭБУ. Но при совместимости этих устройств водитель может самостоятельно перенастраивать некоторые параметры своего автомобиля.

Электронный блок управления прошивается на заводе-изготовителе. Программное обеспечение это набор алгоритмов и всевозможных переменных, которые позволяют ему посылать правильные команды на исполнительные механизмы. Карпьютер подключается к ЭБУ через сервисный разъем и позволяет не только следить за системами транспорта, но и в более дорогих автомобилях управлять режимами ДВС, подвески и трансмиссии.

Плюсы и минусы бортовых компьютеров

Устройство имеет положительные и отрицательные стороны. К достоинствам бортового компьютера можно отнести получение некоторых возможностей:

  • проверку степени опасности поломки в автомобиле;
  • определение качества залитого топлива;
  • проверку количества топлива;
  • способность просчета маршрута;
  • информирование водителя о надобности использования ремня безопасности;
  • совместную работу с камерой заднего вида.

Бортовые компьютеры для автомобилей имеют и некоторые недоработки производителей, которые можно отнести к недостаткам. Среди часто встречающихся минусов можно выделить:

  • недостаточную освещенность дисплея;
  • плохой шрифт текста;
  • порой некорректную работу прибора;
  • сложность настройки.



Для чего нужен

Особенностью данного прибора является наличие большого разнообразия настроек и опций, которые дают возможность контролировать состояние автомобиля и создавать необходимые команды для исполнительных механизмов. Чтобы водитель был вовремя предупрежден о неисправности или переходе на другой режим, на экране ЭБУ появляется соответствующий сигнал. Некоторые модели устройств оснащены голосовым оповещением.

Основная задача бортового компьютера – выполнять диагностику машины. Когда перестает работать какой-то датчик или сенсор фиксирует неисправность в агрегате/системе, на экране загорается предупреждающий сигнал об ошибке. В памяти современных компьютеров заложены коды неисправностей. Когда возникает определенная неисправность, микропроцессор за доли секунды распознает характер поломки и выдает конкретное оповещение в виде кода.

Каждый блок управления имеет сервисный разъем, к которому можно подключить диагностическое оборудование и расшифровать код. Некоторые модели позволяют провести подобную диагностику в домашних условиях. В отдельном обзоре рассматривается пример такой диагностики. В некоторых случаях ошибка может быть результатом небольшого сбоя в электронике. Чаще такие ошибки возникают при выходе из строя определенных датчиков. Иногда бывает так, что бортовий компьютер переходит на другой режим работы, не сообщая об ошибке. По этой причине необходимо проводить профилактичекую диагностику электрооборудования авто.

Современная машина может оснащаться блоком управления с диагностическим оборудованием, однако такие транспортные средства дорого стоят. Внешний бортовик подключается к сервисному разъему авто и способен выполнить часть стандартной диагностики. С его помощью автовладелец может также сбросить код ошибки, если точно уверен, в чем проблема. Цена такой процедуры на сервисном центре зависит от типа автомобиля и сложности самой диагностики. Установка БК позволит владельцу транспорта немного сэкономить средства.

Эволюция бортовых компьютеров

Первый автомобильный компьютер появился в 1981-м году. Американская компания IBM разработала электронное устройство, которое впоследствии было установлено на некоторые модели BMW. Спустя 16 лет корпорация Microsoft создала аналог первого устройства – Apollo. Однако эта разработка замерла на стадии прототипа.

Первый серийный онбордер появился в 2000-м году. Его выпустила фирма Tracer (Америка). Штатный компьютер получил популярность благодаря универсальности, а также экономии пространства на центральной консоли авто.

Карпьютеры развиваются в трех основных направлениях. Первое это диагностическое оборудование, второе – маршрутное, а третье – управляющее. Вот их особенности:

  1. Диагностический. Данное устройство позволяет проверить состояние всех систем машины. Таким оборудованием пользуются мастера СТО. Выглядит он, как обычный компьютер, только на нем установлено программное обеспечение, которое позволяет определить, как работает электроника автомобиля и правильно ли фиксируются показатели датчиков. С помощью такого сервисного оборудования также выполняется чип-тюнинг (о том, что это такое, читайте в отдельной статье). Что касается отдельных диагностических мобильных компьютеров, то такие модели встречаются крайне редко.
  2. Маршрутный. Если полноценные карпьютеры появились в начале третьего тысячелетия, то маршрутные модификации начали появляться раньше. Первые модификации устанавливались на раллийные машины еще в 1970-х гг. Начиная с первой половины 1990-х, такие устройства начали устанавливаться и в серийных авто. Данная модификация бортовиков призвана вычислять параметры передвижения машины и выводить эти параметры на дисплей. Первые разработки ориентировались только на параметры ходовой части (пройденная дистанция фиксировалась за счет оборотов колес). Современные аналоги позволяют подключить интернет или связаться со спутниками через модуль GPS (о принципе работы gps-навигаторов рассказывается здесь). Такие онбордеры могут показывать время, за которое пройдена определенная дистанция, общий километраж, при наличии карты указать маршрут, какой расход у авто во время движения и по завершении поездки, время, которое понадобится для преодоления определенной дистанции и другие параметры.
  3. Управляющий. Эта разновидность компьютеров будет установлена на любой автомобиль, в которой имеется инжектор. Помимо микропроцессора, который следит за сигналами, поступающими от датчиков, устройство также подключено к дополнительным механизмам, которые позволяют изменять режимы работы систем и агрегатов. ЭБУ способен изменить время и объем подачи топлива в цилиндры, количество поступающего воздуха, режим фаз газораспределения и другие параметры. Также такой компьютер способен управлять тормозной системой, дополнительными блоками управления (например, автоматической трансмиссии или топливной системы), системой климат-контроля, аварийным тормозом, круиз-контролем и другими системами. Основной блок управления мгновенно определяет такие параметры двигателя, как давление в системе смазки, температуру в системе охлаждения и самого двигателя, количество оборотов коленчатого вала, заряд АКБ и т.д.

Бортовой компьютер

Бортовой компьютер — цифровое электронное вычислительное устройство, установленное в автомобиле. По назначению разделяется на два типа — компьютеры универсальные, предназначенные для определения географических координат, получения информации из Интернета, развлечений. И компьютеры узкоспециализированные, к которым относятся маршрутные компьютеры, диагностические (сервисные) компьютеры и электронные системы управления механизмами автомобиля. Обычно компьютер управления совмещен с диагностическим сканером. Управляющим компьютером оснащаются автомобили с инжекторным бензиновым двигателем, с дизелем, но не с карбюраторным ДВС.
«Бортовым компьютером» в обиходе часто называют обыкновенный маршрутный компьютер, а также диагностический автосканер.
На жаргоне Бортовой компьютер часто называют бортовик, онбордер, карпьютер, tripcomputer, onboarder, carputer, car PC

Содержание

Универсальный компьютер

Любой компьютер, установленный в автомобиле — универсальный, сервисный, маршрутный — является бортовым. Поэтому уместней разделять компьютеры по назначению и объему реализованных на его базе функций, повышающих комфорт водителя и пассажиров и улучшающих эксплуатационные характеристики автомобиля.
Универсальный бортовой компьютер совмещает функциональность собственно компьютера РС, плеера DVD, телевизора, спутникового навигатора GPS. Иногда универсальный компьютер дополняют системой датчиков и исполнительных механизмов для реализации функций парктроника, управления двусторонней радиосвязью, звуковыми сигналами, управления форсунками и зажиганием двигателя для регулировки мощности и обеспечения экономичности.
Карпьютеры управляются посредством сенсорного ЖК экрана с диагональю от 7, до 15 дюймов. Выдвижная или присоединяемая клавиатура является опционным устройством управления.
Бортовые компьютеры этого типа обладают слабой степень интеграции в электрическую схему автомобиля, продаются в качестве опции или отдельно. При выходе компьютера из строя основная функциональность автомобиля не страдает.
Устоявшейся стандартизации бортовых компьютеров на сегодняшний день не существует. Поэтому конструктивное исполнение системных блоков универсальных компьютеров может быть любым (стандартизирован монтажный размер автомобильных ЖК мониторов — 1/2DIN, 1DIN, 2DIN). В большинстве случаев универсальный компьютер по устройству совпадает с обычным ПК, то есть содержит все основные узлы. Отличие лишь в том, что в бортовых компьютерах в качестве системного накопителя используются электромеханические винчестеры формата 2,5 дюйма, твердотельные накопители SSD или (в ранних моделях карпьютеров) микросхемы электронной флеш-памяти. Компьютер, изъятый из посадочного места в автомобиле и подключенный к блоку питания 12В может использоваться, как обычный ПК.

Маршрутный компьютер

Если серийные компьютеры впервые впервые появились на рынке в 2000 году (CarPC американской компании Tracer), то у маршрутных компьютеров более давняя история. Они появились на раллийных автомобилях еще в 70-е годы прошлого века, а с 90-х годов стали стандартной принадлежностью многих легковых автомобилей массовых серий.
В «классическом» виде маршрутный компьютер предназначен для вычисления и отображения параметров движения автомобиля и не связан с системой спутниковой навигации GPS. В современных автомобилях маршрутный компьютер может иметь интеграцию со спутниковым навигатором. Такие компьютеры оснащены не символьным, а графическим дисплеем, на котором могут отображаться не только маршрутные параметры, но и карта местности, по которой движется автомобиль (при этом сам набор отображаемых параметров движения может быть значительно расширен).
Маршрутный компьютер вычисляет и отображает следующие параметры — средняя скорость движения за единицу времени, средняя скорость движения за всю поездку, средний расход топлива, время в пути, расстояние до конечного пункта, пройденный путь за поездку, расчетное время прибытия на конечный пункт, время стоянки, расчет стоимости поездки (стоимости израсходованного топлива), другие параметры (вроде вычисления эксплуатационного расхода топлива во время движения в разных режимах — при ускорении, торможении, движении накатом).
Для отображения информации маршрутный компьютер оснащается символьным ЖК или OLED индикатором, встроенным в панель приборов или центральную консоль. Маршрутные компьютеры во внешнем исполнении, предназначенные для самостоятельной или опционной установки на автомобиль, обладают меньшей функциональностью, чем встроенные системы серийных автомобилей. Интегрированный маршрутный компьютер обычно совмещается с сервисным и управляющим компьютерами.

Читайте также  Что делать при потере ПТС автомобиля?

Сервисный компьютер

Сервисный или диагностический компьютер — клиентская часть общей системы выявления неисправностей узлов и систем автомобиля, а также диагностика возникающих в пути неисправностей для облегчения их устранения в условиях сервисного центра. Как самостоятельное устройство диагностический компьютер встречается очень редко. Обычно функции диагностики возложены на компьютер электронной системы управления узлами и механизмами автомобиля (так же, как и функции маршрутного компьютера). Основные диагностические функции сервисного компьютера. Диагностика двигателя с сохранением в электронной памяти кодов возникающих ошибок. Контроль состояния тормозных колодок. Контроль уровня масла в основных агрегатах автомобиля (в двигателе, коробке передач, в картере главной передачи, в раздаточной коробке). Контроль состояния электросистемы — на наличие перегоревших ламп освещения и сигнализации, утечек тока, замыканий.
При обслуживании автомобиля в сервисном центре параметры, сохраненные в памяти диагностического компьютера, считываются серверной частью системы диагностики. На основе полученных данных составляется заключение о необходимости ремонта или дополнительного обслуживания агрегатов автомобиля.

Управляющий компьютер

Управляющий компьютер — главный блок общей системы электронного управления узлами и механизмами автомобиля. Появился в 1981 году, когда компания IBM разработала первый бортовой компьютер для автомобилей BMW. Управляющий компьютер может состоять из нескольких независимых цифровых вычислителей со своими датчиками и исполнительными механизмами, но обычно это единая разветвленная цифровая система со специализированной функциональностью.
Среди основных функций управляющего компьютера можно выделить: систему управления форсунками, систему управления опережением зажигания, антиблокировочную тормозную систему, блок управления АКП, блок управления скоростными параметрами (круиз-контроль), система климат-контроля (управления климатическими параметрами салона автомобиля) и другие.
К основным функциям управляющего компьютера также относят определение мгновенных параметров работы двигателя — температуры охлаждающей жидкости, давления масла, частоты вращения коленчатого вала, расхода воздуха. Управляющий компьютер регулирует напряжение в бортовой сети автомобиля, ток заряда аккумуляторной батареи. Наконец, управляющий компьютер выполняет функции аварийного сигнализатора при перегреве двигателя, превышении напряжения в бортовой электросети, при превышении установленного или рекомендованного предела скорости движения, при начале движения с незастегнутыми ремнями безопасности и так далее.

Тенденции развития бортовых автомобильных компьютеров

В развитии автомобильной цифровой электроники в настоящее время наблюдаются две разнонаправленные тенденции — объединения всех функций в одном центральном компьютере и оснащение автомобилей специализированными автономными компьютерами.
Объединение управляющих, диагностических, маршрутных, информационных и развлекательных функций в одном центральном устройстве удешевляет электронную систему автомобиля в целом, упрощает ремонт. Однако выходе из строя центрального компьютера водитель лишается сразу системы спутниковой навигации, средств связи, диагностики, аварийной сигнализации, а при глубокой интеграции всех систем и возможности продолжать движение в принципе.
Еще одним преимуществом карпьютеров является возможность оснастить электронной цифровой системой автомобиль, который изначально для этого не предназначался, в том числе и машины старых марок. При этом следует заметить, что глубокой интеграции электронных систем диагностики, контроля работы и управления узлами автомобиля добиться не удается, поскольку это связано с дорогостоящими переделками основных агрегатов машины — двигателя, КП, главной передачи, электросистемы и так далее.
Оборотной стороной объединения множества функций в одном центральном устройстве является сложное управление системой в целом.
Система специализированных компьютеров с узкой функциональностью получается очень надежной, простой в управлении, но дорогой в производстве, сложной в наладке и сильно сказывается на стоимость автомобиля. Важным преимуществом подобной системы является возможность постепенного наращивания функций. Автомобили одной модели могут различаться по оснащенности и, соответственно, продаваться по разной стоимости. У владельца автомобиля появляется возможность усовершенствовать функциональность бортового компьютера, получить дополнительные удобства по мере их востребованности.
Развитием концепции бортового компьютера первого типа, объединяющего все функции в одном вычислительном устройстве, занимаются производители цифровой техники. Развитием концепции бортового компьютера второго типа, с применением множества специализированных компьютеров (и компьютеризированных систем) занимаются сами производители автомобилей. В данный момент вектор развития сдвигается в сторону автопроизводителей. На рынке появляется все больше моделей автомобилей, в которых информационная, навигационная и развлекательная системы входят в стандартную комплектацию машины.
В настоящее время без развитой системы компьютерного управления агрегатами автомобиля невозможно создание автомобилей с гибридной силовой установкой. Сегодня это наиболее «компьютеризированный» тип легковых автомобилей, выпускаемых серийно.

Что такое и как работает бортовой компьютер автомобиля

Не так давно бортовой компьютер автомобиля считался роскошью. Сейчас это привычный и незаменимый атрибут любого современного авто. Он предупреждает водителя о различных неполадках, информирует о рабочих параметрах и многом другом.

  1. Функции бортового компьютера
  2. Виды БК
  3. Универсальный
  4. Маршрутный
  5. Сервисный
  6. Управляющий
  7. Как считает расхода топлива
  8. Как «обнулить» бортовой компьютер автомобиля

Функции бортового компьютера

Современный автомобиль «нашпигован» различной электроникой, системами и датчиками. Уследить за всем водителю самостоятельно трудно. Именно в этом и заключается основная роль бортового компьютера (БК) – контролировать работу основных систем в автомобиле и вовремя сообщать необходимую информацию водителю. Как правило, результаты отображаются на мониторе.

Штатный бортовой компьютер обычно устанавливается на приборной панели или на передней консоли. В бюджетных вариантах это небольшой, монохромный экран, в более дорогих версиях используется цветной ЖК-дисплей.

Бортовой компьютер автомобиля

Управление бортовым компьютером может осуществляться либо через собственный блок, либо оно может быть интегрировано с информационно-развлекательной системой.

Возможности БК во многом зависят от модели. Компьютер может представлять следующие данные:

  • текущий расход топлива, а также средний расход и запас хода в километрах;
  • время в пути, общий и текущий пробег;
  • управление режимами и настройками движения, если такая функция предусмотрена производителем;
  • заданный маршрут поездки (навигатор);
  • неисправности различных систем автомобиля.

При какой-либо неисправности простой штатный контролер обычно показывает сигнал «check engine» и выдает код ошибки. Расшифровку кода ошибки нужно искать в руководстве по эксплуатации или обращаться в сервисный центр для диагностики. В любом случае, игнорировать такие сообщения от БК не стоит.

Функции бортового компьютера

В более дорогих версиях возможности БК куда шире. Он может запоминать индивидуальные параметры водителя. Например, положение сидений, стиль вождения. Также БК выдает рекомендации по оптимальному стилю вождения на определенном участке маршрута для экономии топлива.

Виды БК

БК разделяют по назначению и функциональности. Учитывается направленность предоставленной информации. Таким образом, их можно разделить на следующие виды:

  • универсальные;
  • маршрутные;
  • сервисные;
  • управляющие.

Универсальный

Отличие универсального БК – это многофункциональность. Такие компьютеры приобретаются отдельно и подключаются в диагностический разъем автомобиля. Управление происходит через сенсорный дисплей или пульт. В функционал может входить следующее:

  • навигация через спутник;
  • развлекательная система (телевизор, DVD, вся мультимедиа);
  • предоставление информации о параметрах поездки (расход топлива и т.д.);
  • расшифровка кодов ошибок от системного бортового компьютера;
  • контроль работы парктроников и других датчиков, камера заднего вида.

Маршрутный

Маршрутный компьютер может устанавливаться как отдельно, так и быть штатной системой. Его основная задача – это показывать данные о поездке:

  • скорость;
  • расход топлива;
  • маршрут (навигатор);
  • продолжительность пути и другое.

Сервисный

Сервисный БК также называется «диагностическим». Этот вид автокомпьютера относится к штатным и позволяет диагностировать и выявлять различные неполадки. В его функции входит:

  • диагностирование работы двигателя;
  • состояние масла в двигателе и других системах (давление, температура);
  • состояние тормозной системы (износ тормозных колодок, тормозная жидкость);
  • проверка электрической цепи авто (заряд АКБ, короткое замыкание).

Коды ошибок хранятся в памяти компьютера. Для их считывания в сервисных центрах производится диагностика специальным устройством.

Управляющий

Управляющий автокомпьютер устанавливается на автомобилях с инжекторными и дизельными моторами. Это основной блок в системном управлении автомобиля. Имеет сложный функционал и может управлять следующими системами:

  • зажиганием;
  • форсунками;
  • настройкой автоматической коробки передач;
  • режимами движения (спорт, эко, стандарт и другие);
  • климат-контролем;
  • напряжением в электрической цепи.

Сервисный БК

Как считает расхода топлива

Многих водителей интересует работа БК в автомобиле и точность предоставляемых им данных. При исправных системах прибор показывает достаточно точные данные.

Расход топлива вычисляется по интервалу открытия и закрытия форсунок. Это микросекунды. При нажатии на газ интервал увеличивается и подается больше горючего. Компьютер берет в расчет пропускную способность форсунок, которая точно известна. Также важно состояние бензонасоса и фильтра. Исходя из этих данных, БК показывает средний и текущий расход при заданной скорости. Зная объем топлива в бензобаке и его расход, компьютер без труда определяет оставшееся расстояние поездки. По похожему принципу рассчитываются и многие другие параметры (масло, давление). Данные могут не совпадать, если какая-то из систем неисправна. Например, забиты форсунки или сбились настройки. Даже использование нестандартной резины может существенно повлиять на результат.

Как «обнулить» бортовой компьютер автомобиля

Иногда необходимо стереть данные о прошлых ошибках и обновить работу БК. «Обнуление мозгов» приводит компьютер в нормальный режим работы. Сделать это несложно. Нужно снять минусовую клемму с аккумулятора и подождать 3-5 минут. Затем снова подключить батарею. Далее «обнуленный» БК должен собрать рабочую информацию о состоянии авто. Рекомендуется также совершить поездку в разных стилях вождения. Так БК будет работать более корректно.

Бортовой компьютер – это полезная и необходимая вещь в современном автомобиле. Он помогает водителю выбрать оптимальный стиль вождения, предупреждает о поломках и ошибках. Это не только сэкономит время и деньги на возможный ремонт, но и повысит безопасность водителя и пассажиров.

Как работает бортовой компьютер автомобиля

Статья о работе бортового компьютера в машине — виды компьютеров, особенности функционирования. В конце статьи — видео о бортовом компьютере для карбюраторных машин. Статья о работе бортового компьютера в машине — виды компьютеров, особенности функционирования. В конце статьи — видео о бортовом компьютере для карбюраторных машин.

Современный автомобиль, «нафаршированный» всевозможной электроникой, с полной уверенностью можно назвать «компьютером на колесах». Различные микропроцессоры, программы и датчики призваны свести к минимуму так называемый «человеческий фактор» (ошибки человека-водителя) и сделать максимально удобным и комфортным эксплуатацию автомобиля.

И основная роль в электронном управлении автомобиля отведена «бортовому компьютеру», который является вычислительным устройством для считывания и обработки данных о работе основных систем и узлов автомобиля с последующим выводом результатов на экран монитора (или ЖК-дисплея).

Было время, когда бортовыми компьютерами оснащались только дорогие авто премиум-класса. Но технический прогресс не стоит на месте, и подобные устройства уже устанавливают серийно даже в недорогих автомобилях. Кроме того, в некоторых моделях, где «бортовик» не установлен заводом-изготовителем, его можно установить дополнительно. Ниже мы рассмотрим, какие бывают бортовые компьютеры, на что они способны и как они работают.

Виды бортовых компьютеров автомобиля

При разделении автомобильных «бортовиков» на виды, учитывается их назначение и функциональность, улучшающая работу систем автомобиля, и комфортность при его эксплуатации.

В соответствии с этим, бортовые автокомпьютеры могут быть:

  • Управляющими.
  • Читайте также  Что такое аэрбег в автомобиле?

    Функционал и принцип функционирования автокомпьютеров

    Универсальный компьютер автомобиля (карпьютер)

    Этот бортовой компьютер (карпьютер) является неким гибридом и включает в себя следующий функционал:

      персональный компьютер РС;

    GPS-навигация через спутник;

  • плеер DVD.
  • Кроме того, в карпьютер может быть внедрен дополнительный функционал:

      система датчиков с исполнительной механикой для работы парктроника;

    система регулировки форсунок и опережения зажигания (для регулирования мощности и экономии топлива);

  • управление двухсторонней радиосвязью.
  • Универсальные бортовые автокомпьютеры (карпьютеры) управляются через сенсорные ЖК-экраны размером от 7 до 15 дюймов. В качестве дополнительной опции, к универсальному компьютеру возможно подключение присоединяемой клавиатуры.

    На данный момент конструкции бортовых карпьютеров не стандартизированы (за исключением ЖК-мониторов: 1DIN, 2DIN, 1/2DIN). Вследствие этого конструкция системных блоков карпьютеров может различаться. Чаще всего, универсальный «бортовик» устроен так же, как и обычный персональный компьютер, с такими же основными узлами.

    Разница только в том, что в «бортовиках» системный накопитель состоит из электромеханических винчестеров в формате 2.5 дюйма. Также в них используются твердые SSD-накопители или микросхемы с электронной флеш-памятью (в старых моделях).
    Карпьютер, изъятый из своей автомобильной ячейки, может быть использован как обычный ПК, от источника электропитания 12В.

    Универсальный «бортовик» несложен в эксплуатации и легко устанавливается как в простой инжекторный автомобиль, так и в дизель, а также с турбонаддувом. Еще одним плюсом этого универсального устройства является то, что при смене автомобиля не нужно приобретать новый бортовой компьютер, а для успешной переустановки старого «бортовика» потребуется только обновить программное обеспечение.

    Маршрутный бортовой компьютер

    Узкоспециализированные (с минимальным набором функций) «бортовики-маршрутники» появились намного раньше, чем серийные автомобильные компьютеры «CarPC» от американской фирмы «Tracer», вышедшие на рынок в 2000 году. В то время, как узкоспециализированные «маршрутники» начали устанавливать на раллийных авто еще в 70-х годах прошлого столетия, в 90-х годах они уже прочно заняли свое место в серийной стандартной комплектации многих легковых автомобилей.

    Кроме того, «маршрутник» оснащен графическим дисплеем с возможностью отображения на нем не только маршрутных данных, но и географической карты с указанием на ней месторасположения машины. При этом число отображаемых на дисплее параметров может быть увеличено.

    Маршрутный компьютер считает, обрабатывает и выводит на экран следующие данные:

      средний показатель скорости за конкретное время движения и за все время пути;

    среднее потребление топлива;

    плановое время прибытия в указанный пункт;

    сколько километров проехал автомобиль за все время поездки;

    стоимость топлива, которое было израсходовано на передвижение;

  • потребление топлива в различных режимах передвижения (набор скорости, движение по инерции, торможение) и другие параметры.
  • Полученные и обработанные маршрутным «бортовиком» данные выводятся на символьный ЖК-дисплей или OLED-индикатор. Маршрутные «бортовики» для опциональной установки (в качестве дополнительной опции) имеют меньшую функциональность, чем уже установленные в серийно производящихся автомобилях. Чаще всего «маршрутники» работают совместно с управляющими и сервисными «бортовиками».

    Сервисный бортовой компьютер

    Довольно часто сервисный бортовой автокомпьютер называют «диагностическим». Данный «бортовик» является клиентским блоком общей диагностической системы, выявляющей системные и узловые неисправности, что существенно облегчает их устранение в сервисных ремонтных центрах.

    В качестве самостоятельного устройства сервисный «бортовик» используется крайне редко. Как правило, диагностические функции выполняет системный компьютер, под управлением которого находятся узлы и механизмы автомобиля (по принципу работы маршрутного автокомпьютера).

    Сервисный «бортовик» выполняет следующую работу:

      диагностирует двигатель и сохраняет в электронной памяти код обнаруженной ошибки;

    отслеживает состояние тормозов;

    контролирует наличие масла в главных системах и узлах;

  • диагностирует электрическую сеть автомобиля.
  • При ремонте машины на СТС находящиеся в памяти автокомпьютера коды ошибок считываются сервером ремонтно-диагностической системы. После чего на основе считанных кодов принимается решение о целесообразности ремонта или настройки узлов и агрегатов.

    Управляющий бортовой компьютер

    Управляющий «бортовик» является главным блоком в системном электронном управлении. Самая распространенная конфигурация управляющего бортового компьютера – единая система с множеством разветвлений и цифровым специализированным функционалом. Реже встречаются варианты с несколькими независимыми цифровыми вычислительными блоками, с датчиками и исполнительной механикой.

    Основная работа управляющего «бортовика» заключается в управлении:

    автоматической коробкой передач;

    скоростным режимом (круизный контроль);

  • климат-контролем.
  • Кроме того, управляющий бортовой компьютер контролирует рабочие показатели двигателя (охлаждение, число оборотов коленвала, давление масла), осуществляет корректировку напряжения в элекрической сети машины и зарядного тока для аккумулятора. Это устройство также аварийно сигнализирует о перегревании двигателя, перегрузках в электросети, превышении заданного скоростного режима, движении без фиксации ремней безопасности и т. п.

    Управляющий «бортовик» устанавливается в автомобилях с бензиновыми моторами инжекторного типа, а также с дизельными агрегатами, кроме ДВС с карбюраторами.

    Заключение

    Бортовой автокомпьютер – это, прежде всего, полезная необходимость, которая повышает безопасность и дает возможность водителю своевременно выявлять возникшие неполадки и нештатные ситуации. Полезность данного устройства трудно переоценить, так как оно позволяет избежать множественной цепной поломки нескольких деталей и узлов, что сэкономит не только средства, но и время.

    Что же касается сложности работы с автомобильными компьютерами, то здесь, конечно же, будет намного легче тем, кто знаком с работой обычного домашнего персонального компьютера. Другим водителям, не имеющим опыта работы с ПК, придется немного потрудиться и потратить некоторое время на изучение «матчасти».

    Видео о бортовом компьютере для карбюраторных машин:

    Как выбрать бортовой компьютер в автомобиль

    Что такое бортовой компьютер и зачем он нужен?

    Прошли времена, когда фраза «автомобильная электроника» вызывала только смешок и снисходительную поправку: «не электроника, а электрика». Даже самые простые автомобили сегодня оснащены контроллерами, следящими за множеством параметров. Вот только многие из этих контроллеров (особенно в бюджетных комплектациях) не спешат делиться с водителем получаемой информацией. Сломался датчик расхода воздуха? Забился катализатор? Пробило свечу зажигания? Контроллер «знает», что случилось, но во всех этих случаях, он сигнализирует о неисправности одним и тем же индикатором «check engine». Езжай, дорогой водитель, на СТО, плати денежку за диагностику.

    Бортовой компьютер – как раз то устройство, которое способно вытащить из контроллера все его секреты. И его возможности не исчерпываются одной только диагностикой неисправностей. Он может:

    1. Отображать на экране параметры поездки (средний расход на 100 км, мгновенный расход топлива, максимальный пробег на остатке топлива в баке, объем топлива в баке, пройденное расстояние, время движения и многое другое). Часто эту информацию отображает и штатный компьютер авто, но и в этом случае бортовой компьютер не будет лишним, так как он способен не только отображать, но и анализировать параметры поездки. Это позволяет:

    — давать информацию о качестве топлива;

    — экономить топливо, сообщая водителю о неэкономичных режимах движения;

    — прогнозировать расход топлива на поездку, время прибытия и сообщать об отклонениях от графика движения;

    — отделять параметры поездки в пробках от параметров поездки на трассе;

    — сообщать о приближающемся ТО.

    2. Отображать на экране состояние агрегатов автомобиля:

    — температуры двигателя, АКПП, впускного и выпускного коллекторов, катализатора турбины, выхлопных газов и пр.;

    — обороты двигателя, нагрузку на двигатель, текущий и максимальный крутящий момент;

    — состояние топливного, сажевого и масляных фильтров;

    3. Контролировать работу агрегатов автомобиля и оповещать водителя о неисправности сразу при её возникновении. Бортовой компьютер способен определять такие неисправности, которые сам контроллер еще не заметил («check engine» не горит):

    — падение напряжения бортовой сети, что может сигнализировать о скорой поломке генератора;

    — падение давления топлива: забился топливный фильтр или проблемы с топливным насосом;

    — падение давления наддува: износ турбокомпрессора;

    — и многое другое.

    4. Управлять контроллером:

    — смена режимов впрыска: эконом/спорт

    — смена режимов газ/бензин для машин с установленным ГБО

    — принудительное включение вентилятора охлаждения двигателя

    Пожалуй, бортовой компьютер не является устройством первой необходимости. Но он может довольно быстро окупиться только за счет экономии топлива, а за счет вовремя выявленной проблемы и предотвращенной поломки сэкономленные средства могут превысить стоимость БК в разы. Тем более что цена на бортовые компьютеры во многом зависит от их возможностей, и, отсеяв ненужные вам функции, можно подобрать модель по весьма демократичной цене.

    Характеристики бортовых компьютеров.

    Наличие контроля электронного блока управления (ЭБУ) – очень важный параметр. Эта функция позволяет производить считывание кодов ошибок (когда загорается «check engine») и их сброс. Не каждый бортовой компьютер способен правильно интерпретировать считанный код и выдать текстовое описание неисправности. Большинство дешевых моделей выдадут лишь цифровой код ошибки, а что он означает, надо будет выяснить по сервисному руководству автомобиля.

    Разрядность процессора. Для простых компьютеров, основное назначение которых – вывод параметров поездки и кодов неисправностей, 16-разрядного процессора будет вполне достаточно. Если же от компьютера требуется вести постоянный контроль за множеством быстро меняющихся параметров, наличие в нем 32-разрядного процессора обеспечит требуемые скорость и точность работы.

    Читайте также  Как снять газовый баллон с автомобиля?

    Контроль датчиков неисправностей. Наличие этой опции позволяет бортовому компьютеру считывать и выводить на экран не только базовые параметры (такие как скорость, расход топлива, обороты и температура двигателя) но и состояние каждого датчика электросистемы автомобиля. Это расширяет возможности диагностики и позволяет локализовать проблему еще до поломки той или иной детали.

    Отслеживание оборотов позволяет выводить на экран текущие обороты двигателя. При отсутствии тахометра на приборной доске эта функция может оказаться совсем нелишней. Только убедитесь, что предел измеряемых оборотов позволяет установить выбранный БК а ваш автомобиль.

    Функция контроля охранной сигнализации позволяет контролировать работу элементов сигнализации и диагностировать их неисправности. Задействование функции возможно только со штатными охранными системами, поддерживаемыми бортовым компьютером.

    Функция голосового помощника подразумевает наличие речевого синтезатора, сообщающего голосом о нештатных ситуациях и ошибках. Достаточно полезная функция при правильной настройке – позволяет быстро среагировать на нештатную ситуацию. При выборе модели с такой опцией, убедитесь, что у БК есть возможность выбора – какие ситуации озвучивать, какие нет, и настройте компьютер на голосовое оповещение только в серьезных ситуациях.

    Контроль работы двигателя подразумевает наличие алгоритмов, ведущих наблюдение за параметрами работы двигателя и производящих его диагностику в режиме реального времени. При выходе параметров за допустимые пределы выводится соответствующее сообщение. «Продвинутые» модели могут сразу сообщить и возможные причины неисправности.

    Функция контроля кондиционера позволяет возложить на бортовой компьютер функции климат-контроля, т.е. поддержания в салоне заданной температуры. Необходимо наличие датчика температуры, в противном случае, для задействования функции его придется приобрести у производителя БК.

    Контроль парктроника позволяет подключить к бортовому компьютеру датчики парковки, возложив на БК функции парктроника. Датчики парковки приобретаются отдельно у производителя БК.

    Контроль объема и расходов топлива с отслеживанием пробега позволяют бортовому компьютеру контролировать и выводить на экран остаток топлива в баке, значения среднего и мгновенного расходов; вычислять оставшийся запас хода.

    Контроль качества топлива позволяет по изменению расхода топлива или иных параметров работы двигателя судить о качестве используемого топлива. Крайне полезная функция, позволяющая увеличить ресурс работы двигателя.

    Контроль работы с АКБ позволяет мониторить напряжение бортовой сети, оценивать остаток заряда батареи, её емкость и предупреждать при возникновении проблем с АКБ или генератором.

    Маршрутный компьютер с функцией таксометра будет полезен тем, кто использует свой автомобиль в качестве такси. При наличии такой функции БК может вести подсчет пробега с заданной точки с умножением на заданную стоимость километра и выводить на экран текущую стоимость поездки. В некоторых моделях БК в этом режиме также возможно определение простоя и увеличение стоимости поездки на соответствующую сумму по тарифу простоя.

    Функция эконометра позволяет отслеживать расход топлива в соответствии с заданным расстоянием. БК сообщит, сможет ли авто преодолеть указанную дистанцию на оставшемся топливе и будет предупреждать о нарушении графика поездки. Такая функция позволяет выбрать самый экономичный режим.

    Тип экрана имеет самое непосредственное отношение к количеству и качеству выводимой информации. Жидкокристаллический (ЖК) или светодиодный (LED) экраны, рассчитанные на небольшое количество символов, ставятся на недорогие модели. Восприятие информации с такого экрана может вызвать некоторое затруднение.

    Более дорогие модели оснащены жидкокристаллическими дисплеями TFT, позволяющими выводить как текст, так и изображения. Вне зависимости от типа дисплея, нелишним будет проверить, что компьютер обладает функцией мультидисплея, т.е., способностью выводить на экран одновременно несколько параметров.

    Определившись с необходимыми функциями и выбрав конкретную модель бортового компьютера, перед покупкой следует обязательно убедиться, что эта модель БК совместим с ЭБУ вашей машины и поддерживает используемые в вашей машине протоколы обмена ЭБУ с датчиками. Как правило, в документации на любой бортовой компьютер есть список поддерживаемых автомобилей и типов контроллеров.

    Если этого не сделать, многие функции могут оказаться недоступны, а в худшем случае работа этого БК на вашем автомобиле будет вообще невозможна.

    Варианты выбора.

    Если у вашей машины нет штатного бортового компьютера, а вам хотелось бы иметь простейший БК с возможностью считывания кодов ошибки с ЭБУ и наблюдения за пробегом и расходом топлива, выбирайте среди недорогих моделей с указанными функциями. Такой компьютер можно купить от 1700 рублей.

    Если вы хотите сэкономить на парктронике и климат-контроле, выбирайте БК с перечисленными функциями. Такой БК «все в одном» обойдется вам от 5000 до 9000 рублей.

    Если вы хотите получить максимум контроля за работой систем автомобиля, выбирайте модели с наличием всех контрольных функций. Такие обойдутся вам в 2500-9000 рублей в зависимости от исполнения и наличия дополнительных функций.

    Если вам важно удобство получения информации, выбирайте модель с большим, хорошо читаемым экраном и голосовым помощником. За такой БК придется выложить от 6000 до 9000 рублей.

    Бортовой компьютер в машине — для чего он нужен, виды и назначение

    Содержание:

    Незаметно подкрался к нам новый век информационных технологий, подаривший человеку немало замечательных вещей — сотовую связь, мобильный интернет, gps-навигацию и компьютеры, занимающие теперь в его жизни основательные позиции. Давно перестал компьютер быт, вызывающей удивление вещью, превратившись в повседневный инструмент, решающий широчайший круг вопросов. Этот гаджет давно перешел из категории «роскошь» в другую – «острой необходимости». Без него немыслим офис и дом. Автомобиль — не исключение. В нем также добавилось электронной начинки, с которой справиться в одиночку бывает непросто. Именно для людей, желающих жить везде с комфортом, включая и автомобиль, выпускаются бортовые компьютеры.

    Вряд ли найдется и автолюбитель, который откажется от бортового компьютера, который является мозгом автомобиля, поскольку справляется с массой функций, чем очень сильно помогает водителю.

    Впервые о нем узнали в далеком 1981 году, когда это высокотехнологичное устройство установила на некоторые модели своих авто компания BMW. Сегодня же оценить, что такое бортовой компьютер в машине может владелец любой модели автомобиля. Функциональные возможности же устройства велики!

    Функции автокомпьютера

    Автокомпьютер способен мгновенно отобразить диагностические, маршрутные (пройденной расстояние, время в пути, расход и остаток топлива) и мгновенные параметры (температуру воздуха в авто и за бортом, текущее время, напряжение бортовой сети, скорость движения). Общее количество отображаемых параметров равно не одному десятку, а измеряется сотней (в зависимости от выбранной модели, стоимости ее и производителя). Параметры диагностические, сообщающие о малейшей неисправности, отображаются благодаря системе датчиков, которые установлены на различных узлах автомобиля.

    Выводятся параметры на информационный трех-четырех разрядный цифровой дисплей (для моделей недорогих) или жидкокристаллический монитор (для компьютеров дорогого класса). Размер диагонали экрана лежит в пределах 7-15 дюймов.

    Помимо этого, многие модели, из предлагаемых на современном рынке, имеют еще и функцию голосовой поддержки. А к этому еще таймер, часы, журнал статистики эксплуатации авто, календарь и др. То есть, установив бортовой компьютер, владелец транспортного средства будет знать практически все о состоянии своей машины.

    Промышленностью выпускаются автокомпьютеры широкого модельного ряда, которые подходят для установки на транспортное средство с разным типом двигателей: дизельным, инжекторным, карбюраторным.

    Перечисленные функции относятся к стандартным, но, чем выше стоимость устройства, тем больше его возможности, т.е. тем он «умнее». Самые «продвинутые» бортовики способны самостоятельно спланировать маршрут следования, подобрав оптимальную скорость движения для каждого участка пути, просчитать километраж, даже вести учет расходов – на топливо, парковки и др. Бортовые компьютеры просты в использовании, настройке и подключении, так что их вполне выполнить можно собственными силами. Отдельные из автокомпьютеров имеют дополнительные исполнительные механизмы и датчики, благодаря которым могут реализовать функции: парктроники, двухсторонней радиосвязи, управления сигналами звуковыми, форсунками, а также зажиганием мотора (если нужно отрегулировать мощность).

    Виды компьютеров бортовых

    Их немного – бортовые модельные компьютеры и универсальные (мультисистемные). Устанавливается первый вид устройства на определенную модель автомобиля, поэтому, если возникло желание сменить авто, то придется заменить и бортовой компьютер.

    Если же имеется универсальный бортовой компьютер, то такой проблемы не существует, поскольку его можно устанавливать на машины любых марок, обновив только программное обеспечение. К примеру, если вы являетесь владельцем автомобиля Skoda, то можете приобретать смело автокомпьютер Multitronics. Ну, а владельцам ВАЗ 2110 подойдет компьютер бортовой Gamma.

    Иными словами, это устройство совмещает функции: спутникового навигатора GPS, телевизора, DVD плеера и собственно компьютера РС.

    Где купить бортовой компьютер

    Приобрести устройство по выгодной цене можно по адресу http://www.neva-pl.ru, где найти можно купоны на автомобильную электронику со скидкой, или в любом другом интернет – магазине, задав в поисковой строке запрос «Куплю бортовой компьютер».

    Бортовой компьютер Multitronics C-570

    Например, российского производства бортовой мультимедийный компьютер Multitronics C-570 стоить будет 4100 рублей. Он совместим с такими контроллерами: «Январь 7.2», Bosch M7.9.7 и MP7.0, а также с некоторыми из тех, что встречаются в отечественных авто (Итэлма).

    Его можно назвать наиболее «продвинутым» компьютером, поскольку как диагностический бортовой компьютер, он просто уникален. На его высокого разрешения цветном дисплее отражаются все мыслимые параметры, характеризующие работу двигателя. Представлены они как поодиночке, так и в режиме совмещенном, в виде графиков и цифр. Имеется режим работы с парктроником, с дополнительным щупом (работает как осциллограф). Присутствует в усовершенствованном виде таксометр, эконометр, контроль качества используемого топлива. Из менее дорогих, стоит обратить внимание на марку компьютера Prestige-V55-01, стоимостью 2800 рублей и БК-09, который стоит 1500 рублей.

    Бортовой компьютер Prestige-V55-01

    Бортовой компьютер БК-09

    Понятно, что данные, отображаемые на дисплее бортового компьютера (мгновенный и средний расход топлива, средняя скорость, запас хода на одной заправке и время в пути) жизненно необходимыми не являются, но они помогают скорректировать стиль вождения, следовательно, добиться наилучшей топливной экономичности.

    Автор и редактор обзоров по гаджетам и новой техники. Ведет работы по написанию свежих рейтингов к публикациям, проверки достоверности и актуальности информации уже опубликованных статей. Отвечает на вопросы в комментариях, пишет на авто темы.