ГБО что это такое в автомобиле?

Газобаллонное оборудование в автомобиле: описание и особенности применения

Сжиженный или природный газ довольно часто используется водителями в качестве топлива для автомобилей. Это значительно дешевле бензина и дизеля. Но его использование требует установки специального газобаллонного оборудования (ГБО) на авто.

  1. Что такое ГБО в автомобиле
  2. Какой газ используется
  3. Описание поколений
  4. Безопасность
  5. Из чего состоит газобаллонное оборудование
  6. Как работает
  7. Плюсы и минусы
  8. Типичные неисправности и симптомы
  9. Масло и фильтры для двигателей на газе
  10. Полезное видео

Что такое ГБО в автомобиле

ГБО – это газовое баллонное оборудование, позволяющее использовать сжиженный или природный газ на автомобиле вместо или вместе с бензином. В основном применяется на транспортных средствах, использующихся для коммерческой деятельности с большими пробегами (перевозки, такси, корпоративные парки). Реже ГБО используется на частных автомобилях из-за долгой окупаемости.

Газовое оборудование дублирует работу штатной топливной системы, не мешая обычной работе мотора

Сжиженный и природный газ для автомобилей сейчас дешевле примерно в два раза чем бензин. Несмотря на увеличенный расход топлива на газе, денежная экономия может составить около 40% в сравнении с заправкой традиционным топливом. Также газ значительно экологичнее, по сравнению с другими видами топлива. Он выделяет меньше CO2 и вредных твердых частиц.

ГБО устанавливается для любых автомобилей с ДВС и может быть разных поколений. Газобаллонное оборудование полностью дублирует систему подачи топлива, что также увеличивает отказоустойчивость машины. В комплект оборудования входит:

  • баллон для газа;
  • топливная магистраль;
  • редуктор, совмещенный с испарителем (подогревателем);
  • клапан переключения с бензина на газ;
  • электронный блок управления (для старших версий);
  • система впрыска топлива.

В зависимости от поколения комплект может отличаться.

Редуктор используется для преобразования жидкого газа в пар при помощи испарителя (на первом поколении испаритель мог быть отдельным элементом), а также для стабилизации давления.

Какой газ используется

Чаще всего используется сжиженный газ (его еще называют СУГ – сжиженный углеводородный газ). Сжиженный газ изготавливают посредством превращения газа в жидкость под воздействием низкой температуры и высокого давления, что позволяет легко хранить его в металлических или композитных баллонах с давлением до 16 атмосфер.

СУГ изготавливается из:

  • Пропана технического или автомобильного;
  • Смеси пропан-бутана;
  • Бутана технического.

Метановые баллоны обычно занимают больше места, и они значительно тяжелее. Природный газ хранится при давлении до 200 атмосфер, что требует более прочных баллонов с толстыми стенками

Также используется ГБО для метана (природного газа). Природный газ не сжижают, а сжимают, и давление в баллоне может подниматься до 200 атмосфер. Кроме разницы в давлении принципиальных отличий нет.

Описание поколений

Всего существует шесть поколений ГБО. В России наиболее часто встречается второго и четвертого. Системы первого и второго поколения ГБО используют моновпрыск топлива. То есть, газ подается во впускной коллектор перед дроссельной заслонкой. Если автомобиль инжекторный, то дополнительно устанавливается эмулятор работы бензиновых форсунок.

Редуктор второго поколения

В третьей генерации добавилась система для распределенной подачи газа по цилиндрам. Отличается частичным управлением электроникой на основе показаний датчика кислорода. Четвертое поколение ГБО для автомобилей получило собственный электронный блок управления, а также распределенную систему впрыска топлива. Система может использоваться для пропан-бутана и для метана. Вся разница в редукторе, давлении газа, баллонах и нескольких мелких деталях.

Редуктор четвертого поколения. На фото видна крышка фильтра грубой очистки

Пятое поколение самое технологичное и обладает высоким КПД. Мощность двигателя практически не теряется. В пятом и шестом поколении произошли кардинальные изменения в сравнении с предыдущими версиями. В ГБО используют газ в жидком виде. В системе отсутствует редуктор. В баллонах устанавливается топливный насос как в обычном бензобаке, а жидкий газ подается непосредственно в цилиндры. Шестая версия от пятой отличается тем, что врезается в штатную топливную систему автомобиля. Используются одни и те же форсунки для газа и бензина.

Безопасность

Несмотря на большое количество заблуждений, слухов и домыслов, современное ГБО, при правильной установке, не опаснее обычного бензина. Хотя стоит уточнить, что природный и сжиженный газ – это взрывоопасные вещества. При утечке в системе есть риск собрать в закрытом помещении критическую массу смеси воздуха с газом, что создаст потенциальную опасность. Тем не менее, газ обладает резким запахом, и даже самая маленькая утечка легко обнаруживается. Кроме того, многие производители выпускают CNG версии (с ГБО) автомобилей уже с завода.

Из чего состоит газобаллонное оборудование

Каждая версия системы газобаллонного оборудования имеет баллон и топливную магистраль. Но в зависимости от поколения комплект ГБО для автомобиля может отличаться:

  • Первое – редуктор с вакуумным клапаном подачи газа в карбюратор.
  • Второе – редуктор с электронным клапаном и регулировкой подачи топлива.
  • Третье – редуктор и распределенная подача газа во впускной коллектор.
  • Четвертое – редуктор, форсунки (инжекторная система), электронный блок управления.
  • Пятое – топливный насос, ЭБУ, форсунки с непосредственным впрыском топлива в цилиндры.
  • Шестое – насос, отдельный ЭБУ.

Фотография топливного насоса в баллоне пятого поколения

Как работает

Вплоть до третьего поколения ГБО включалось вручную, с помощью специального переключателя в салоне автомобиля. Начиная с четвертой генерации газобаллонное оборудование имеет автоматический режим включения. Автомобиль самостоятельно переходит на газ при прогретом моторе, а также самостоятельно переключается на бензин при высоких оборотах (обычно выше 6 000 об/мин) или при недостаточном количестве газа в баллоне.

Для автомобиля не существует разницы между бензином и газом. Смешивание топлива происходит одинаково, как и режим работы самого мотора

Плюсы и минусы

Кроме заметного снижения расходов на заправку топливом, газ более экологичный. В выхлопе находится меньше углекислого газа и твердых частиц. Еще одним преимуществом является дополнительная топливная система. Это значительно увеличивает запас хода при полной заправке. Также появляется возможность по собственному выбору использовать то или иное топливо, а также увеличивается максимальный запас хода на полностью заправленных баках и баллонах.

Комплект ГБО четвертого поколения

Разумеется, существует и несколько минусов ГБО:

  • Баллон для газа занимает много места.
  • Окупаемость для личного автомобиля с небольшими пробегами может занять много времени.
  • Требуется регистрация оборудования.
  • Может уменьшиться мощность мотора при работе на газе.

Типичные неисправности и симптомы

Газовое оборудование для автомобилей достаточно надежное. Тем не менее иногда возникают неполадки.

Самые частые из неисправностей:

  • Неработающий указатель газа – изначально имеет малую точность. Можно ремонтировать, можно оставить как есть.
  • Дергается автомобиль – на первом и втором поколении может означать закончившийся газ в баллоне. На более старших версиях необходимо тестировать оборудование на СТО.
  • Проблемы с системой охлаждения двигателя – редуктор ГБО подключается к штатной магистрали охлаждающей жидкости. Из-за этого может возникнуть воздушная пробка или другие проблемы.
  • Значительное падение мощности или большой расход газа – неправильная настройка ГБО.
  • Запах газа – утечка в системе или проблемы с выхлопной системой. В любом случае требуется диагностика и ремонт.
  • Плохо работает мотор на высоких оборотах – возможно, требуется замена фильтров грубой (небольшой фильтр в редукторе) и тонкой очистки (фильтр похож на бензиновый и стоит на газовой трубке после редуктора).

Масло и фильтры для двигателей на газе

В Сети есть множество заблуждений по поводу особенностей обслуживания двигателя при установке ГБО. Какое-либо специальное моторное масло для газового двигателя не требуется. Кроме того, для мотора подходят обычные свечи зажигания, рекомендуемые производителем.

Комплект ГБО второго поколения

Тем не менее, газовое оборудование требовательно к качеству и чистоте воздушного фильтра, а также к регулярности замены фильтров грубой и тонкой очистки. Замену воздушного фильтра необходимо проводить чаще, а топливные фильтры нужно менять по регламенту от производителя ГБО.

Полезное видео

Ознакомьтесь с дополнительной информацией о работе ГБО и его поколениях на видео ниже:

Газовое оборудование позволяет хорошо экономить. Но время окупаемости может значительно растянуться, если автомобиль используется редко с небольшими пробегами. Современные системы ГБО не снижают мощность мотора и не увеличивают расход топлива. Перед установкой следует посчитать будущую экономию и определить целесообразность этого действия.

ГБО — ставить или нет? 8 вопросов, чтобы определиться

1. Газ дешевле бензина?

Газ пока что действительно дешевле, хотя цены и ползут вверх. Но вот езда на газовой машине совсем не такая дешевая, как может показаться. Газовую установку мало купить — ее надо узаконить, то есть внести запись в ПТС и в свидетельство о регистрации транспортного средства. А это — беготня, нервы и деньги.

2. Сколько стоит установка ГБО?

Система ГБО сегодня стоит примерно до 40 000 ₽ для четырехцилиндровых двигателей и до 75 000 ₽ для восьмицилиндровых. К этой сумме добавьте тысяч 15–20 за установку и еще несколько тысяч на легализацию ГБО.

Кроме того, газовое оборудование надо обслуживать на определенном сервисе — опрессовка, замена фильтров и т.п.

Поэтому «отбить» потраченные деньги за счет последующей экономии на заправках получится только при очень больших пробегах — например, в режиме такси. Обладатели прожорливых машин также могут рассчитывать на последующую выгоду. А вот среднестатистический дачник на малолитражке с мизерными пробегами не компенсирует своих затрат никогда.

3. Что будет с мотором при переходе на газ?

Любое переоборудование — это насилие над мотором, который разрабатывался для других условий эксплуатации. Так и здесь. Одно дело, когда разработчик ДВС рассчитывал на газовое топливо, и совсем другое, когда разработка используется не по назначению. Именно это и происходит с моторами, вынужденными потреблять газ вместо бензина или дизтоплива. Седла и клапаны могут подгорать, паспортную мощность мотор не выдаст.

Читайте также  Для чего нужен ремень ГРМ в автомобиле?

4. Гарантия на автомобиль при установке ГБО сохранится?

По многим агрегатам машина лишится гарантии: налицо вмешательство в конструкцию. Потеряете гарантию на мотор, электрику и даже на кузов: топливо — нештатное, в электрику вмешались, а в кузове насверлили отверстий… Да еще и машину перегрузили, кстати говоря. Собственно, именно поэтому на газ переводят, в основном, послегарантийные автомобили.

5. Мотор на газе будет хорошо заводиться?

Как правило, пускаться на газе ДВС очень не любит — обычно это происходит на родном ему топливе. Так что без бензина не обойтись. Это дополнительные расходы.

6. Где заправлять автомобиль с ГБО?

Газозаправочные станции, конечно же, есть, но их гораздо меньше, чем обычных АЗС. В дальней поездке даже при езде по федеральным трассам лучше заранее выяснить расположение газовых заправок и спланировать места дозаправки. А уж на периферии никакого газа порой может и не быть. Особенно тяжко придется тем, кто перешел на метан. Федеральные программы есть, а вот заправок — крайне мало: 553 штуки на всю страну.

7. Какие еще недостатки есть у ГБО?

  • Газ пахнет. Газ обязан пахнуть, потому что в него специально добавляют одоранты — вещества для определения утечки по запаху. Запах будет сопровождать вас во время заправок и еще некоторое время в салоне машины сразу после заправки.
  • Багажник постоянно занят. Куда девать огромный баллон? В багажник, куда же еще… Чем меньше автомобиль, тем чувствительнее такое соседство: поклажа то и дело переезжает в салон. Есть и еще одна проблема. Кроссоверы, внедорожники, универсалы и хэтчбеки теряют ряд своих преимуществ, так как возможности трансформации салона при установке огромного баллона ограничены.
  • На подземную парковку газовую машину не пустят — это опасно! В гипермаркет еще как-то можно проскочить, если никто не будет придираться, но вот в жилом секторе возмутятся соседи — и правильно сделают. Пропан-бутан любит скапливаться в низинах…
  • Тяжело будет продать машину с ГБО. Все покупатели отлично знают, что на газ переходят только при огромных пробегах и нещадной эксплуатации, а значит лучше поискать что-то другое. Снимать ГБО с машины тоже глупо: следы обязательно останутся. К тому же в наши дни это совсем неразумно, поскольку согласно документам автомобиль считается «газовым». Словом, цену при продаже придется снижать очень сильно.

8. Стоит ли переходить на ГБО?

Да, если пробеги большие, а продавать машину в обозримом будущем вы не планируете. При иных условиях эксплуатации недостатков гораздо больше, чем достоинств такого переоборудования.

  • Все плюсы и минусы перехода на газобаллонное оборудование рассмотрены тут.
  • Хотите пройти техосмотр без проблем? Тогда вам нужна качественная аптечка «За рулем» с оптимальным составом и лучший огнетушитель по результатам наших тестов. Идеальным дополнением станет набор автомобилиста в удобной сумке.

Фото: depositphotos и «За рулем»

Понравилась заметка? Подпишись и будешь всегда в курсе!

Uncensored-Nick › Блог › ГБО. Плюсы и минусы, мифы и реальность. Стоит ли ставить? Распространенные ошибки и прочее.

Специально для газовщиков, а так же для тех, кто по тем или иным соображениям всерьез задумался об установке ГБО на свой двигатель, решил написать эту статью, надеюсь она будет полезной. На все вопросы буду рад ответить в комментариях.

Плюсы газа в сравнении с бензином.

1. Экологичность. Газ как по форме, так и по содержанию имеет в себе меньше различных смол и примесей, в сравнении с бензином, именно поэтому продукты его сгорания куда более экологичны и наносят меньше вреда окружающей среде.
2. Интервал замены моторного масла. Как следствие первого пункта, моторное масло в двигателе темнеет и разжижается намного медленнее, и можно говорить о большем интервале замены. Ну и вообще, двигатель будет чище.
3. Экономичность. При сравнительно одинаковом расходе (плюс-минус), применение газа, естественно, более экономически оправдано ввиду его стоимости (примерно в 2 раза дешевле бензина).

Выше были перечислены плюсы, безусловно бесспорные, которые мало кто сможет опровергнуть, но увы, они не перевешают всех минусов, речь о которых пойдет ниже.

Двигатель на заводе разрабатывается под определенное топливо, более того, под определенное октановое число, соответственно все узлы и агрегаты рассчитаны под него, и если вы применяете другой вид топлива, ничего не делая при этом с самим железом вы получите ряд негативных явлений.

1. Снижение мощности. На мой взгляд, самый безобидный минус, который вы получаете по итогу внедрения ГБО на свой мотор. Наиболее ощутимо этот эффект проявляется на движках малого объема (до двух литров). С чем это связано? Газ имеет большее октановое число (105-110), другую стехиометрию (1:15,6), соответственно при неизменной степени сжатия, которая рассчитана для более низкооктанового топлива, газ горит дольше и хуже. Да, современное ГБО 4 и 5ого поколения частично нивелируют эту проблему, но степень сжатия это физический параметр, и его электроникой не поправить.
2. Нагрев выпуска, прогарание клапанов. Газ горит медленнее, температура горения выше, соответственно нагрузка на выпускной коллектор выше, да и блоки сейчас далеко не все из чугуна делаются. Клапана греются сильнее, но поскольку в мотор никто не лазиет и не увеличивает тепловой зазор, вот поэтому и происходит прогар.
3. Взрыв. Наверное никому не надо объяснять, что резервуары с горючими газами, да еще и под давлением являются взрывоопасными. В сравнении с газом, бензин в разы безопаснее с этой точки зрения. И не важно что произойдет, нагрев, или сильный удар во время ДТП, все это потенциально приведет к плачевным результатам. Опять же радиус поражения от горящего бензина и взорвавшегося баллона с газом отличаются существенно. Давление в баллоне с метаном составляет порядка 200-250 атмосфер, и если такая штука взорвется, то от вас даже мокрого места не останется, именно поэтому метановые баки на автобусах всегда ставят на крышу, чтобы в случае взрыва повредило крышу и может выбило стекла, но в салоне и под днищем никто не ставит. Давление в баллоне с пропаном порядка 10-15 атмосфер, что существенно ниже, но все равно приятного мало.
4. Внесение изменений в конструкцию транспортного средства. Наверное, в большей степени это относится к России, не знаю как с этим в других странах. В общем, ко всему бюрократическому бреду, которого и так много у нас, смело прибавляйте еще один. необходимость внесения изменений в конструкцию ТС, внесение отметок про ГБО в ПТС, обязательную поверку оборудования каждые два года, которая тоже стоит денег.
5. Уменьшение полезного пространства в автомобиле. Это напрямую касается установки баллона с газом на автомобиль, он в любом случае будет съедать полезное место в багажнике (ну если конечно, вы не поставите его на крышу). Особенно этот дефицит проявит себя в хетчбеках и универсалах. Например, в одной из самых любимых газовщиками машине INFINITI FX, которую покупают в большинстве своем нищеброды с последних денег, и которые просто не могут ее правильно обслуживать, газовый баллон занимает львиную долю и без того маленького багажника. Хотя, я видел специальные баллоны, которые кладут вместо запаски. Сомнительное решение, потому что запаска вещь все же нужная, да и объем таких баллонов невелик.
6. Утечки газа. Очень опасное и вредное для человека явление, которое, к сожалению, имеет место быть, и надышаться парами газа это очень даже не полезно.
7. Проблемы с запуском в холодную погоду. Этот пункт во многом обусловлен безграмотной установкой ГБО, а именно тем, что не меняется геометрия движка. Запускаться на газу зимой можно, но для этого степень сжатия должна быть соответствующей.
8. Регламент по обслуживанию свечей. Это мелкий недостаток, но он все равно имеет место быть. Температура горения газа выше, соответственно нагрузка на свечи зажигания тоже выше, центральный электрод оплавляется быстрее, поэтому необходимо каждые 10 тысяч проверять зазор свечей, и корректировать его, если требуется, или ставить иридиевые свечи, или специальные газовые. Далеко не каждый будет выкручивать и проверять свечи через каждые 10 тысяч.
9. Газ можно использовать на низкооборотистых движках. Даже ГБО нового поколения при наступлении пиковых оборотов 4-5 тысяч уже электронно переключает на бензин в автоматическом режиме. Соответственно в тюнинге газ как топливо применяют крайне редко, если вообще применяют. Ездят на всем чем угодно бензине, нитрометане, спирту, но не на газе.
10. Ну и непосредственно установка ГБО на машину стоит определенных денег, очень часто не малых. И нужно крепко сесть и подумать, и посчитать, а когда у тебя это все окупится. Пропановое оборудование сейчас стоит порядка 30 тысяч рублей, метановое порядка 60 тысяч.

Мифы про ГБО.

Ну из самых ярких я могу вспомнить только снижение шумности двигателя как минимум в 2 раза. Чушь полнейшая, которая с физической точки зрения ни на чем не основана.

Вообще надо сказать, что если бы с газом все было бы так круто, то уже давно все бы ездили на нем, но так же не происходит.

Стоит ли ставить ГБО на автомобиль?

Если вы используете автомобиль в коммерческих целях, если у вас большие суточные и месячные пробеги, если в вашем городе и регионе хорошо развита сеть АГЗС, то газ ставить можно. Лучше всего, конечно, производить грамотную инсталляцию, которая включает в себя изменение степени сжатия. Кстати, выше я не сказал, что дает увеличение степени сжатия, а оно дает очень важные моменты, такие как сокращение расхода газа и приведение в норму динамических характеристик двигателя, так как процесс горения идет правильно.

Читайте также  Как открыть заблокированную дверь автомобиля?

По итогу, решает конечно каждый для себя сам, ставить или нет ГБО на свое ведро, и если у человека упало забрало, то никакие даже самые железобетонные аргументы его не переубедят. Для адекватных людей все считается в денежном выражении, а так же в процессе анализа, перевесят ли плюсы, все те минусы, которые имеет ГБО. Точнее даже так, стоит ли экономия на топливе и забота об экологии всех этих мытарств и рисков?

Что такое ГБО и как им пользоваться

Что такое ГБО? Газовое оборудование, состоящее из баллона, мультиклапана, редуктора, фильтра газа, рампы газовых инжекторов, ЭБУ, датчика давления и форсунок. Цель установки состоит в переводе автомобиля на второй вид топлива — газ. При этом водитель с помощью переключателя выбирает тот вид горючего, который оптимален на данный момент, или это происходит автоматически. Ниже рассмотрим, что это за система, как работает, какие бывают виды, и в чем выгода.

Что такое ГБО

Начнем с расшифровки, что такое ГБО в автомобиле. Под аббревиатурой скрывается термин «газобаллонное оборудование». Простыми словами, это дополнительная аппаратура, состоящая из нескольких элементов, и предназначенная для бензиновых двигателей. Она дает возможность пользоваться другим видом топлива — пропаном / бутаном, метаном.

Знание, как расшифровать в автомобиле ГБО — только первый этап в вопросе понимания принципов и особенностей системы. В зависимости от поколения комплектация и принцип действия немного отличаются. К примеру, если на машине стоит ГБО 4-го поколения, в состав входят следующие компоненты:

  • баллон для газа;
  • мультиклапан;
  • устройство для заправки;
  • редуктор;
  • фильтрующий элемент;
  • рампа с инжекторами;
  • ЭБУ;
  • датчик давления и разрежения.

Зная элементы системы ГБО, проще разобраться, что это такое в автомобиле, и для чего необходимо.

Как работает ГБО на автомобиле

Газ закачивается в бак, установленный в багажном отсеке, на 80%. Объем заправки ограничивает специальный поплавок, в дальнейшем закрывающий мультиклапан. В функции последнего входит защита и сброс давления до 25 атмосфер для большей безопасности. Далее топливо идет в редуктор, снижающий давление до 1 атм.

На следующем этапе газобаллонное оборудование для автомобиля обеспечивает очистку газа с помощью специального фильтра, где оседают крупные частицы. Далее очищенный газ подается в камеру сгорания через форсунки. Работа системы контролируется блоков управления, в функции в которого входит определение оптимального времени открытия форсунок. Блок управления обеспечивает переход между инжекторами (бензиновыми, газовыми).

Рассматривая, как работает ГБО на автомобиле, необходимо выделить переключатель в салоне. С его помощью водитель меняет вид топлива. В любой момент можно перевести двигатель с газа на бензин и обратно. В газобаллонном оборудовании 4-го поколения предусмотрены датчики давления / разрежения, определяющие разницу между разряжением в коллекторе впуска и давлением в рампе с форсунками.

Как пользоваться ГБО

Автовладелец должен знать не только особенности ГБО, что это в машине и расшифровку, но и принцип пользования системой. Основной элемент управления, который интересует водителя — кнопка. Именно с ее помощью происходит процесс управления. И здесь принцип отличается в зависимости от поколения:

  1. В 1-м поколении у переключателя имеется три позиции — бензин, газ и промежуточный вариант. Среднее положение используется для перекрытия подачи топлива. При подаче бензина горит красный индикатор, газа — зеленый. В средней позиции ничего не светится. Здесь нужно знать, как переводится горючее. Запуск доступен на любом топливе. При пуске от бензина необходимо прогреть мотор, перевести тумблер на среднее положение, а при снижении оборотов переключаться на газ.
  2. Во 2-м и 3-м поколении ГБО на авто режима три и нужно знать, что это значит. В первом режиме мотора работает от бензина, во втором — от бензина до 1500-2000 оборотов, но потом переходит на газовое топливо. Третий режим подразумевает запуск и работу от пропана.
  3. Для 4-го поколения характерна сенсорная кнопка. Ниже мы кратко рассмотрим, что такое ГБО 4 поколения в автомобиле, но пока отметим популярность этого вида. На кнопке имеется индикация уровня топлива: четыре зеленых светодиода и один красный. Режима работы — два. Переход на газ после прогрева происходит автоматически, а сама система запоминает последнюю установку. При этом водитель может вручную перейти на любое топливо.

Водитель должен знать, как пользоваться ГБО на автомобиле, уметь ориентироваться по индикации, и знать, по какому принципу запускать машину. К примеру, в газобаллонном оборудовании 4-го поколения можно принудительно запускать двигатель от газа путем длительного нажатия на кнопку и включения стартера.

Рассматривая, что такое ГБО в автомобиле на легковом транспорте, необходимо учесть существование нескольких видов таких систем. Выделяется шесть поколений:

  • 1-е — наиболее примитивное, ставится на двигателях с карбюратором / инжектором, газ подается через коллектор впуска, а его дозировка происходит через регистр мощности;

  • 2-е — усовершенствованный вид ГБО на автомобиль с шаговым двигателем, регулирующим подачу горючего автоматически и с помощью ЭБУ, имеет низку цену и сравнительно высокий КПД;
  • 3-е — для авто с распределенным впрыском, с подачей горючего в каждый цилиндр по отдельности, встречается редко;
  • 4-е — самая популярная газобаллонная аппаратура на автомобиль с инжекторным мотором и распределенным пуском, имеет свой газовый инжектор, редуктор, блок управления, отличается надежностью и низким расходом топлива;
  • 5-е — отличается подачей жидкого газа в цилиндры с помощью специального насоса, редуктор не предусмотрен, применяется на авто без возможности установки ГБО-4;
  • 6-е — жидкий газ подается через имеющуюся систему впрыска с помощью селектора топлива, газового редуктора / форсунок нет.

Последнее поколение наиболее дорогостоящее и пока редко применяется в России из-за высокой цены — около 250 000 рублей.

Выгода ГБО

Автовладельцы знают, что, если установлено ГБО, это помогает сэкономить на горючем и уменьшить расходы семейного бюджета на заправку. Но здесь нужно учесть активность использования автомобиля. Если машина выезжает несколько раз в неделю, новая аппаратура вряд ли окупится. По-иному обстоит ситуация, если в год автомобиль проходит 20 000 км и более. В таком случае потребуется около 10-12 месяцев, чтобы окупить расходы. Здесь многое зависит от расхода двигателя, типа газобаллонной аппаратуры, затрат на обслуживание и т. д.

Также автовладельцы должны знать особенности ГБО для двигателя, что это значит в машине с позиции ресурса некоторых узлов. В частности, продлевается срок службы катализатора и системы впрыска на 30-40 %. При длительной эксплуатации такая особенность позволяет снизить расходы.

В завершение развеем несколько основных заблуждений, касающихся ГБО. Запомните:

  1. Эксплуатация и хранение автомобилей с газобаллонным оборудованием не опасно. Баллон имеет стенки толщиной 3-4 мм, что гарантирует защиту даже в случае ДТП. При этом газ более безопасен с позиции утечки при повреждении бака.
  2. Запаха газа внутри нет. При правильной настройке системы эта проблема исключается. Если такая проблема и появилась, нужно сразу ехать на СТО.
  3. От ГБО не прогорают клапана. Это возможно только при неправильной настройке, когда в двигатель подается обеденнная топливная смесь.
  4. Газобаллонную аппаратуру можно ставить на турбированный двигатель, в том числе с прямым впрыском. Главное — правильно подобрать поколение и выбрать оборудование.
  5. Расход пропана ненамного больше, чем бензина. При правильной настройке — до 20%.
  6. Применение специальных свечей не обязательно.
  7. Обслуживание ГБО не требует больших расходов. Стоимость техсервиса умеренная с учетом получаемой экономии.

Еще один миф, что на газ переходят только бедные. Это не так. Установка газобаллонной аппаратуры актуальна для людей, умеющих считать деньги.

Теперь вы знаете, что такое ГБО, его расшифровку и назначение на авто. В комментариях расскажите, установлено ли газобаллонное оборудование на вашем автомобиле, и почему вы приняли решение о переходе.

Что такое ГБО в автомобиле

Постоянное удорожание бензина заставляет владельцев машин все чаще интересоваться газобалонным оборудованием или так называемым ГБО. В этом материале мы расскажем о том, что такое ГБО в автомобиле, когда есть целесообразность его применения, а также какой экономический эффект от его установки.

Что входит в комплект ГБО

Комплект газобалонного оборудования для установки в автомобиль (тороидальный балон)

Под газобаллонным оборудованием подразумевается комплект технических средств и агрегатов, позволяющих использовать в качестве топлива смесь нефтяных сжиженных газов (пропан-бутана). При этом существует возможность переключения с традиционного топлива (бензина) на газ, что позволяет выбрать наиболее экономичный по расходу режим эксплуатации авто.

В состав газобаллонной аппаратуры входят следующие основные узлы:

  • Баллон для газа емкостью от 40 литров. Различают стандартные цилиндрические модификации и тороидальные, которые могут быть размещены в нише для запасного колеса, что дает возможность сохранить полезный объем багажника.
  • Венткоробка с мультиклапаном, включающим в себя расходный и заправочный клапана, контрольное устройство для определения уровня газа в емкости, заборную трубку. Конструкция этого узла позволяет предотвратить аварийную утечку газа и обеспечить отвод его паров из багажника.
  • В салоне машины монтируется переключатель типа топлива, позволяющий выбрать газ или бензин.
  • Клапан-фильтр, обеспечивающий очистку газовой смеси от имеющихся примесей.
  • Электромагнитные бензиновые и газовые клапана, позволяющие отсечь подачу в камеру сгорания неиспользуемого типа топлива. Для двигателей инжекторного типа используется специальный эмулятор форсунок.
  • Газовый редуктор, обеспечивающий поддержание требуемого давления подаваемого в камеру сгорания газа. Данный узел был специально разработан для установки на автотранспорте, поэтому его габариты и форма гарантирует простой монтаж под капотом.
  • Редуктор-испаритель — обеспечивает переход сжиженного газа в газообразное агрегатное состояние, которое требуется для работы двигателя. Стоит отметить тот факт, что такой узел присутствует только в ГБО 1-4 поколения, в более новой аппаратуре (5 поколение) газ подается в камеру сгорания именно в жидком состоянии. Взамен него применяется регулятор давления, позволяющий поддерживать оптимальные параметры газовой смеси.
Читайте также  Из чего состоит сцепление автомобиля?

Принцип работы ГБО

Поступающий из емкости (баллона) газ проходит через мультиклапан и посредством магистрали высокого давления попадает в клапан-фильтр. На этом этапе выполняется очистка смеси от смолистых отложений и механических смесей, содержащихся в ней.

Принцип работы ГБО

При включении перехода на газообразное топливо происходит отсечение потоков бензина, а газ поступает в редуктор-испаритель или регулятор давления (для ГБО 5). На этом этапе осуществляется снижение высокого давления смеси до нормативных параметров. Учитывая значительное понижение температуры, вызванное переходом топлива в газообразное состояние, обязательным считается подключение этого узла к системе охлаждения двигателя. Это позволит избежать обмерзание мембран и корпуса редуктора.

Благодаря вакуумметрическому давлению (разрежению) газ поступает через магистраль низкого давления непосредственно в карбюратор или в смеситель, который смонтирован между дроссельными заслонками и воздушным фильтром.

Читайте также: Как уменьшить расход бензина и сэкономить без установки газобалонного оборудования.

Особенности установки ГБО

Учитывая повышенную опасность, которой отличается любое газобалонное оборудование, его монтаж должен осуществляться только опытным исполнителем, имеющим соответствующий допуск. При этом, газовые баллоны должны проходить регулярную проверку и тарировку.

Учитывайте и то, что любое ГБО должно быть в обязательном порядке поставлено на учет в ГИБДД, в противном случае владелец может быть наказан штрафом, размер которого устанавливается правилами и законодательством.

Видео о ГБО в автомобиле

  • Читайте также: Как часто нужно менять масло в двигателе с ГБО или без.

    Поколения ГБО

    На текущий момент на практике применяют 5 поколений ГБО, при этом, первые из них эксплуатируются в основном на устаревших машинах, установка на современные модели нецелесообразна в связи с большим расходом топлива.

    • В аппаратуре 1 поколения используются механические устройства, управление которыми осуществляется вакуумным способом. Применяется на бензиновых карбюраторных двигателях.
    • 2 поколение включает в себя такую же механическую аппаратуру с дополнительным электронным управляющим устройством. Устанавливается на инжекторные двигатели.
    • Синхронный впрыск газа осуществляется аппаратурой 3 поколения. В различных модификациях используется и на карбюраторных, и на инжекторных автомобилях.
    • Агрегаты 4 поколения обеспечивают последовательный распределенный впрыск газа, управление осуществляется при помощи электронноуправляемых электромагнитных форсунок.
    • Наиболее современна и эффективна аппаратура 5 поколения, подающая в камеру сгорания газ в жидком состоянии.

    Учитывая существующую стоимость сжиженного газа, применение ГБО для легкового и грузового автотранспорта оправдано, а также подтверждено экономическим эффектом.

    Практика применения газобаллонного оборудования показала возможность экономить на топливе до 30% денежных средств. Но при выборе комплекта ГБО необходимо обращать внимание на ого особенности, так как для двигателей различного типа устанавливается определенный тип ГБО.

    Что такое ГБО

    Что такое ГБО — это газобаллонное оборудование для автомобилей. Большинство автомобилей, выпускаемых автопроизводителями использует дизель или бензин — это наиболее распространенные виды топлива, но, вместе с тем, и наиболее дорогие.

    Газ является реальной доступной, а, главное, экономичной альтернативой (рассчитать экономию использования ГБО). Использование ГБО на авто было продиктовано двумя основными моментами: экономией и экологией.

    Экономия — газ дешевле бензина, это является определяющим пунктом для большинства автолюбителей, которые решили установить газовое оборудование на автомобиль. Если Вы уже решили установить ГБО – перейдите по ссылке для расчета стоимости установки ГБО и записи в установочный центр.

    Экология — для таких стран как США или Германия основополагающим фактором является экология. Выхлоп газовых автомобилей значительно чище бензиновых, и уж тем более дизельных, поэтому правительства этих стран активно продвигают перевод транспорта на газовое топливо. В нашей стране основным мотивом для перехода на газ, конечно же, является экономия — газ дешевле.

    История газобаллонного оборудования

    Пионером в газобаллонном оборудовании является Италия. Более 50 лет назад небольшие семейные компании на севере Италии начали осваивать производство компонентов для перевода бензиновых автомобилей на газ. Италия и по сей день является основным поставщиком газового оборудования на автомобили и новых газовых технологий. История бренда Lovato.

    В последнее время эту эстафету активно подхватили такие страны как Польша, особенно в области электроники, Турция, Китай и Литва. Помимо Италии, которая сегодня является страной с самым большим распространением газового оборудования на авто, много автомобилей с ГБО также появилась в Польше, России, Украине, в странах Южной Америки, Индии, Китае и Австралии. Во многих из этих стран автопроизводители непосредственно на конвейере производят либо полностью газовые, либо двухтопливные (например, бензин и газ) автомобили.

    Типы систем газового оборудования для автомобилей

    Газобаллонное оборудование различается на два вида, в зависимости от типа используемого газа. Наиболее распространенные в нашей стране пропановые системы ГБО, использующие смесь пропана и бутана. Преимущество этих систем основано на, относительно, недорогом оборудовании и широкой сети заправочных станций, охватывающей всю территорию нашей страны.

    Газовые заправки, возможно, не выглядят такими яркими и красивыми как бензиновые, но найти ГАЗС не составит проблем в любом регионе нашей страны. Дополнительное удобство пропанового газового оборудования на автомобиль — это газовые баллоны, которые бывают двух видов: цилиндрические и тороидальные, которые возможно разместить в нишу запасного колеса.

    Второй тип ГБО на авто — это метановые газовые системы. Метан — это именно тот газ, которым активно торгует наша корпорация «Газпром» по всему миру. Метановое оборудование более дорогое, но использование метана более выгодно, т.к. он дешевле пропана. Минусами метана являются: во-первых, тяжелые и дорогие метановые баллоны, а во-вторых — неразвитая сеть метановых заправок.

    Принцип действия газового оборудования на авто

    Системы ГБО по своему принципу действия делятся на традиционные и инжекторные.

    Традиционное ГБО предназначено, в основном, для карбюраторных автомобилей и использует принцип карбюрации. Поступающий в двигатель воздух проходит через специальный смеситель и засасывает необходимое количество газа — чем сильнее водитель нажимает на педаль газа, тем больше открывается дроссельная заслонка, тем больше воздуха поступает в двигатель, тем большее количество газа засасывается вместе с этим воздухом в двигатель.

    Инжекторное газовое оборудование на авто аналогично бензиновой инжекторной системе, то есть газ поступает в двигатель через газовые форсунки, которыми управляет электроника ГБО. Основной принцип действия инжекторного газового оборудования — это быть незаметным для штатной электроники автомобиля, т.е. автомобильный блок управления не подозревает, что используется альтернативное топливо вместо бензина.

    Безопасность ГБО

    Слово «газ» само по себе несет некую опасность, поэтому производители газовых систем уделяют огромное внимание безопасности своих систем.

    Арматура газового баллона оборудована пожарным, аварийным и электромагнитными клапанами, а также клапаном, перекрывающим поток газа, в случае обрыва газовой магистрали. Под капотом автомобиля газобаллонная электроника моментально перекрывает подачу газа, в случае использования бензина или остановки двигателя машины. Подробное описание принципа работы и безопасности ГБО смотрите здесь.

    Все компоненты ГБО проходят обязательную сертификацию и многочисленные испытания, подтверждающие их безопасность. Стандарты безопасности для газобаллонного оборудования на авто, устанавливаемых на вторичном рынке абсолютно идентичны стандартам газовых автомобилей, производимых автопроизводителями. Установив ГБО на авто, Вы можете быть уверены, что защищены так же, как и владелец газового автомобиля с установленным газовым оборудованием непосредственно на конвейере.

    Существуют некоторые мнения об опасности использования газового оборудования на автомобиле. На самом деле – это не более, чем миф. Посмотрите опровержения самых распространённых мифов о ГБО.

    Классы ГБО на авто

    Газобаллонное оборудование можно разделить на несколько классов.

    К первому классу относятся, так называемые, брендовые системы. Это ГБО, поставляемое и состоящее полностью из компонентов одного производителя. Конечно, это оборудование является самым лучшим и сбалансированным. Каждый компонент такой системы знает, как работает его сосед, и использование этой информации позволяет добиться наилучших характеристик: максимальной экономии и минимальной потери мощности.

    Второй класс — системы ГБО так называемого «салатного» типа. Это когда компоненты разных производителей, собранные в один комплект, продаются под именем, обычно, придуманным продавцом этой компоновки. Данные «салатные» системы также можно разделить на два подкласса:

    • системы, собранные из компонентов итальянских производителей, достаточно, высокого класса;
    • системы, в основном, состоящие из турецких или китайских компонентов.

    Конечно, последний вариант более низкого класса.

    И, наконец, к четвертому классу можно отнести сравнительно недавно появившиеся подделки под брендовое газовое оборудование на авто, сделанные в Китае. Говорить о каком-либо качестве этого ГБО вообще смысла не имеет.

    Современные тенденции газобаллонного оборудования на авто

    В настоящее время помимо традиционного и инжекторного газобаллонного оборудования на авто появились новые направления развития. Это дизельные газовые системы, так называемые газодизели. Иначе говоря — использование газа на дизельных автомобилях.

    В таких системах ГБО газ подается в двигатель одновременно с подачей основного топлива — дизеля. Использование газодизельного оборудования позволяет существенно снизить затраты на топливо, особенно это актуально для использования на магистральных тягачах.

    Вторым современным направлением является использование газа на бензиновых автомобилях с прямым впрыском бензина. На данных современных автомобилях бензиновые форсунки установлены непосредственно в камеру сгорания двигателя. ГБО под прямой впрыск, которое может быть установлено на данные машины, также использует одновременную подачу газа и бензина.

    Еще одним современным направлением является углубление связей между газовыми и автомобильными системами управления. Современное газобаллонное оборудование умеет общаться со штатными автомобильными контроллерами через системы передача данных по определенным протоколам, что позволяет информировать водителя, например, через бортовой компьютер о возникших неполадках или сбоях в работе газобаллонного оборудования.